Нравы и обычаи.
… В Китае есть племя, которое сотни лет живёт в матриархате. Поселение народа мосуо даже называют «Царством дочерей». Численность племени около 40 тысяч, и говорит оно на языке, в котором даже нет слов «отец» и «муж». Всем у мосуо управляют исключительно женщины, собственность наследуется от матери к дочери, а к сыновьям относятся просто как к жителям дома. Даже когда мальчики вырастают и заводят собственных детей, они продолжают жить в материнских домах, в то время, как их дети остаются в домах жён и их семей. Так происходит потому, что мосуо не признают брак. В качестве альтернативы влюблённые пары вступают в так называемый «гостевой» брак, который ни к чему не обязывает и обеспечивает продолжение рода. Ночью молодой человек приходит на свидание к своей девушке в её дом, а утром незаметно уходит.
Всё это может показаться диким, однако, похоже, что матриархат мосуо имеет свои преимущества: племя не знает насилия, проституции, безотцовщины, раздела имущества и опеки над детьми. Кроме того, «Царство дочерей», пожалуй, единственное место, по крайней мере, в Китае, где рождение девочки является для всех настоящим праздником.
…Что ни народ, то обычай. Иной раз очень и очень поучительный. К примеру, у народа кирди в северной части Камеруна браки отличаются завидной устойчивостью. Тому причиной, очевидно, мудрые брачные заветы. До замужества девушки-кирди одежды не носят: так разве одно-два ожерелья. И сразу после свадьбы тоже ещё не прикрывают наготу — нечем. Общество кирди во всём себя обеспечивает само, а хочешь одеваться — вырасти хлопок. Это и делает новобрачная. Обрабатывает поле, сажает хлопок, собирает, ткёт. Но первый урожай идёт на длинную — до колен — рубаху мужу. Одев любимого супруга — качество работы придирчиво проверяет его мама — трудолюбивая жена вновь берёт в руки мотыгу: нужно обеспечить себя просторной, но очень короткой блузой.
Так в трудах и заботах проходит больше года. За это время молодожёны проверяют свои чувства и оценивают трудовые качества. Можно, конечно, и развестись, но тогда девушке вновь придётся гулять голой: ведь свою блузу можно шить только после мужниной рубахи.
…У некоторых народов ритуальные ухаживания проявляются в довольно экстравагантной, если не сказать, странной форме и зачастую, по крайней мере, чисто внешне, напоминают пресловутые конкурсы красоты. На острове Таити, к примеру, своё окончательное «да» на долгие ухаживания юноши девушка выражает весьма пикантным образом — обнажаясь перед ним в медленном танце.
Более скромно в подобных случаях ведут себя жители острова Бали. Влюблённые здесь не говорят друг другу «люблю», а долго и безмолвно стоят, глядя друг другу в глаза, и как бы растворяются друг в друге.
А вот мужчинам из бразильского племени бороро в подобных ритуалах отведена пассивная роль — их выбирают сами женщины во время определённого праздника. Выбирают, пользуясь своим служебным положением членов конкурсного жюри. И критерии выбора могут быть самые разные — не обязательно безупречные внешние данные. В самый разгар ритуального праздника, который можно сравнить с конкурсом красоты, любая женщина, входящая в состав жюри, вправе удалиться с приглянувшимся ей конкурсантом на часок-другой или навсегда — это уж как получится...